Л.В. Журавлева

Познакомьтесь с собой, или сколько у Вас профессионального капитала?

Аннотация

Институт диалога культур (далее ИДК) рассматривается как модель гуманитарной образовательной среды любой образовательной организации. Образовательным продуктом и результатом в ИДК является «Гуманитарный капитал». Результат образования является нематериальным активом выпускника, который способен  обмениваться на общественные блага: работа, престижная должность, гранты и т.п. Гуманитарный капитал как накопление уникального опыта деятельностного характера образуется в процессе коммуникативного иноязычного образования.

Ключевые слова

Образовательный продукт, образовательный результат, нематериальный актив, профессиональная идентичность, гуманитарный капитал.

 

Все образовательные организации в своей оферте предоставляют образовательный продукт. Образовательный результат никогда не совпадает с продуктом. Образовательный результат — это только то содержание, которое каждый выпускник присвоил себе в процессе образования.

Что такое «образовательный продукт»? С образовательных позиций, «образовательный продукт» есть предложенное учреждением содержание. С экономических позиций, «образовательный продукт» есть единица обмена, имеющая определенную цену времени и/или денег. С социологических позиций, «образовательный продукт» есть то, что удовлетворяет потребности человека и, через него, потребности общества. С философской точки зрения, «образовательный продукт» есть феномен, представляющий собой объективную ценность и обладающий потенциальной способностью формировать субъекта.

Каждое из этих определений является неполным, но в целом они, взаимодополняя друг друга, приближают нас к пониманию онтологии образовательного продукта и результата.

Гуманитарный капитал как образовательный продукт и результат в Институте диалога культур.

  1. Использование термина «капитал» свидетельствует об осмысленной ориентации на образовательные результаты.
  2. Создание образовательного продукта и есть осмысление возможных образовательных результатов.

ИДК как теория-модель гуманитарной  образовательной среды.

Положение дел. Обобщенные качества выпускников технических специальностей, требующие корректировки.

  1. Редуцированная картина мира, и, как следствие, конъюнктурное и ограниченное представление о своих человеческих возможностях
  2. Дефицит связей с гуманитарной инфраструктурой общества, как следствие неосознанная востребованность гуманитарного капитала в обществе.
  3. Дефицит идентичности человека, дефицит инструментов идентификации и, как следствие, неясный образ будущего, то есть смутное самоопределение студентов.

            Задачи для организационного решения по созданию воспитательной образовательной среды, обеспечивающей условия корректировки нежелательных качеств.

            Чтобы континуально формировать гуманитарную личность: культурную, социальную и профессиональную идентичность и обеспечивать накопление гуманитарного капитала к завершению программы образовательной организации целесообразно:

  1. найти социальных партнеров по строительству социально-образовательной среды для становления профессионалов с первого курса;
  2. стать диалоговой средой как в стенах самой образовательной организации, так и партнерство с организациями в регионах России и за рубежом. Только такая диалоговая среда и обеспечивает личностный гуманитарный рост;
  3. формировать пространственную картину мира через стажировки в различных регионах России и за рубежом;
  4. постоянно обновлять возможности выбора деятельностных практик– стажировок в России и за рубежом.

Организация тьюторских бюро как особое внимание к человеческому общению один на один профессора со студентом.

— Организовать расписание общения профессорско-преподавательского состава со студентами по широкому кругу вопросов;

— Работать с жизненными ценностями, жизненными стратегиями для самоопределения и конструирования капитализации своих качеств;

— Для  расширения кругозора  включать студентов  в обсуждение актуальной проблематики геополитики и геоэкономики;

 

            Признание всех форм (а не только формального) образования для увеличения нематериального актива выпускника, который способен  обмениваться после образования на общественные блага: работа, престижная должность, гранты и другие мировые ресурсы.

— признать эффективность всех форм образования в современной жизни: формального, дополнительного, неформального, самостоятельного и т.п.;

— организовать социальные, экономические и культурные пробы деятельности для студентов.

            Гуманитарный капитал есть накопление уникального опыта деятельностного характера. Опыт организуется в процессе коммуникативного иноязычного образования на занятиях и во внеурочной деятельности. Иностранный язык изучается произвольно и непроизвольно – это позволяет:

— Восполнить дефицит умения пользоваться ресурсами среды обитания.

— Привлечь все ресурсы для корректировки редуцированности картины мира.

Оптимизировать способы формирования самоидентичности.

— Привлечь в образовательную систему образовательный туризм: образовательный досуг и  образовательный отдых

Смысл всего вышесказанного: выстроить профессиональную идентичность с накопленным гуманитарным капиталом/опытом деятельностного характера.

 

            Сведения об авторе

Людмила Витальевна Журавлёва, Президент образовательного консорциума «Lingua», Сургут, Москва, Ханты-Мансийск, Лондон, general.lingua@gmail.com

Тезисы подготовлены для международной научно-методической конференции «Гуманитарная образовательная среда в техническом вузе», 11-13 мая 2016, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

back to top